Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов ребенка и соответствует следующим нормам развития.
К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия “здесь” и “сейчас”; прилагательные “большой” и “маленький”, реже – глаголы, личные местоимения.
На втором году жизни в своей речи дети довольно чётко начинают использовать такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т’], [д’], [с’], [з’].
В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: “ко” или “моко” вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: “Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!”.
К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки.
К этому возрасту дети обычно правильно произносят гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]). Дети в возрасте 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.
К 4 годам ребенок должен правильно произносить свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использовать в речи сложноподчиненные предложения: “Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные”, рассказывать о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.
К 5 годам дети правильно произносят шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускают в речи грамматических ошибок, могут связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок.
Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!
С каждым годом, к детям, жизнь предъявляет все более высокие требования. Постоянно растет объем знаний, усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям с этим справиться необходимо позаботиться о своевременном формировании речи.
И так, что нужно делать для правильного формирования речи?
Специалисты медицинского центра “Президент -Мед” рекомендуют обратить внимание на следующие упражнения для коррекции речи у детей:
Нужно играть язычком, губами. Развивать мышцы губ и языка. Упражнениями занимаются в виде игры о веселом язычке. В этих играх полость рта называется «домиком», кончик языка «хвостиком», твердое небо «потолком», нижние зубы «крылечком», верхние «дверкой», а струя воздуха «ветерком».
Массаж делает мама или логопед. Выполняется легким надавливанием от кончиков пальцев к запястью. Растирание сверху вниз. Сгибание и разгибание пальчиков.
Очень хорошую тренировку мелкой мускулатуры пальчиков обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока белобока», «Коза», «Пальчики в лесу», «Пальчик-мальчик» и другие.
Игра “Пальчики в лесу”
Взрослый держит перед собой руку ребенка и загибает мизинец, загибает безымянный палец, средний, указательный и щекочет ладошку ( этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик гриб помыл, этот пальчик гриб сварил, этот пальчик все съел, от того и растолстел).
Игра “Пальма”
Игру можно проводить и с несколькими детьми. Дети поднимают правую руку (или левую) ладонью к себе. Левой рукой берут мизинец и загибают его после слов «хочет спать», загибают безымянный, средний, указательный, большой пальцы. Поднимают правую руку и распрямляют пальцы при слове «вставать» ( этот пальчик хочет спать, этот пальчик лег в кровать, этот пальчик чуть вздремнул, этот пальчик уж уснул, этот пальчик крепко спит. Тише, тише! Не шумите! Солнце красное взойдет, утро ясное придет, будут птички щебетать, будут пальчики вставать).
Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации, при которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью
Так же напоминаем Вам, что на формирование речи влияет не одно какое-то конкретное упражнение, а ежедневный монотонный комплекс мероприятий!
В Медицинском центре “Президент-Мед” Вы можете записаться на консультацию к детскому логопеду, сделать диагностику развития речи, получить рекомендации или пройти курс по коррекции речи.
Читайте также: