Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов ребенка и соответствует следующим нормам развития.

Нормы развитие речи у детей. Что нужно знать каждой маме?

К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия “здесь” и “сейчас”; прилагательные “большой” и “маленький”, реже – глаголы, личные местоимения.

На втором году жизни в своей речи дети довольно чётко начинают использовать такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т’], [д’], [с’], [з’].

В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: “ко” или “моко” вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: “Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!”.

К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки.

К этому возрасту дети обычно  правильно произносят гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]).  Дети в возрасте 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.

К 4 годам ребенок должен правильно произносить свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использовать  в речи сложноподчиненные предложения: “Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные”, рассказывать о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.

К 5 годам дети правильно произносят шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускают в речи грамматических ошибок, могут связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок.

Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.

Признаки благополучного развития речи у ребенка:

  • физическое развитие ребенка соответствует возрасту
  • у ребенка нет никаких неврологических заболеваний
  • ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми
  • ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит
  • ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи
  • ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

  • ребенок развивается с задержкой
  • ребенок перенес тяжелые заболевания
  • у ребенка есть неврологические заболевания
  • ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит
  • когда ребенок слышит просьбу “Повтори” или “Скажи это еще раз”, он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал
  • он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью (“самостоятельный” ребенок)
  • ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми
  • ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания “Скажи еще раз лучше” не реагирует.
  • речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!

 Если ребенок не говорит! Комплекс упражнений для развития речи у детей

С каждым годом,  к детям, жизнь предъявляет все более высокие требования. Постоянно растет объем знаний,  усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям с этим справиться необходимо позаботиться о своевременном формировании речи. 

И так, что нужно делать для правильного формирования речи? 

  1. Выполнять комплекс артикуляционных упражнений.
  2. Обязательно развивать мелкую мускулатуру пальчиков – через массаж пальчиков рук (левой и правой).
  3. Делать пальчиковую гимнастику.
  4. Работать с мелким раздаточным материалом.
  5. Развивать ребенка творчески (делать аппликации, рисовать и т д.).
  6. Наладить общение ребенка с окружающим миром (поведенческий фактор, у ребенка должны быть внешние “образцы” для подражания).
  7. Разговаривать с ребенком на взрослом языке, не употреблять усеченные слова. 

Специалисты медицинского центра “Президент -Мед” рекомендуют обратить внимание на следующие упражнения для коррекции речи у детей:

1. Артикуляционные упражнения

Нужно играть язычком, губами. Развивать мышцы губ и языка. Упражнениями занимаются в виде игры о веселом язычке. В этих играх полость рта называется «домиком», кончик языка «хвостиком», твердое небо «потолком», нижние зубы «крылечком», верхние «дверкой», а струя воздуха «ветерком».

  1. Открывать и закрывать «домик».
  2. Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и – у).
  3. «Хвостик» – вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.
  4. Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губки («вкусное варенье»).
  5. Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)
  6. Щелкать «хвостиком» («лошадка»).
  7. Отработать сильный «ветерок» посередине «хвостика»:
    –  сдувать ватку с кончика носа
    –  дуть через трубочку в стакан с водой
    –  дуть на мельницу или султанчики.

 2. Массаж пальчиков рук левой и правой

Массаж делает мама или логопед. Выполняется легким надавливанием от кончиков пальцев к запястью. Растирание сверху вниз. Сгибание и разгибание пальчиков.

Очень хорошую тренировку мелкой мускулатуры пальчиков обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока белобока», «Коза», «Пальчики в лесу», «Пальчик-мальчик» и другие.

Игра “Пальчики в лесу”

Взрослый держит перед собой руку ребенка и загибает мизинец, загибает безымянный палец, средний, указательный и щекочет ладошку ( этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик гриб помыл, этот пальчик гриб сварил, этот пальчик все съел, от того и растолстел).

Игра “Пальма”

Игру можно проводить и с несколькими детьми. Дети поднимают правую руку (или левую) ладонью к себе. Левой рукой берут мизинец и загибают его после слов «хочет спать», загибают безымянный, средний, указательный, большой пальцы. Поднимают правую руку и распрямляют пальцы при слове «вставать» ( этот пальчик хочет спать, этот пальчик лег в кровать, этот пальчик чуть вздремнул, этот пальчик уж уснул, этот пальчик крепко спит. Тише, тише! Не шумите! Солнце красное взойдет, утро ясное придет, будут птички щебетать, будут пальчики вставать).

3. Пальчиковая гимнастика. Ребенок выполняет сам

  • Играет на «пианино».
  • «Лягушки» – одновременное разгибание пальчиков.
  • Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.
  • Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.
  • Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.
  • Покажи «козу».
  • Покажи «ушки у зайчика».
  • Играем на «барабане».
  • Хлопаем в ладоши.

4. Работа с мелким  материалом или чем можно занять ребенка….

  • выкладыванием цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек
  • собиранием пирамид различных размеров.
  • нанизыванием бусинок на стержень, снятие их по одной
  • шнуровка: используют плотный картон с дырочками, учатся завязывать шнурки
  • застёгиванием пуговиц
  • рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру.

 5. Творчество

  • Аппликации. Учим ребенка работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки. Эти фигуры вырезают из цветной бумаги или раскрашивают и делают из них аппликации: «Праздничные флажки», Собираем яблоки», «Цветы», «Мы идем на праздник» (наклеить флажки, шары, цветы), «Укрась елочку игрушками» (дается контур елочки),  «Строим дом»(на прямоугольник наклеить квадратики).
  • Рисование. Учим правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. При работе с красками, учим аккуратно наносить краску и убирать рабочее место.

Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации, при которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью

  1. Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их взором или приносить.
  2. Учить называть упрощенными словами изображения на картинках: корова – «му-му», собака – «ав-ав», кошка – «мяу-мяу», и др.
  3. Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые его привлекают в данный момент, о тех действиях, которые он совершает, формируя у него связь между словом и предметом, словом и действием.
  4. Вызывать у ребенка речевую активность через провоцирующие вопросы: «Это кошка?», а показать собаку.

Обращаем ваше внимание, что развитию речи способствует чтение стихов, сказок, потешек!

Так же напоминаем Вам, что на формирование речи влияет не одно какое-то конкретное упражнение, а ежедневный монотонный комплекс мероприятий!

В  Медицинском центре “Президент-Мед” Вы можете записаться на консультацию к детскому логопеду, сделать диагностику развития речи, получить рекомендации или пройти курс по коррекции речи. 

Читайте также:

Стоимость услуг
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра повторный
2400 рублей
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра повторный, первой/высшей категории/К.М.Н., по результатам обследования
2500 рублей
Способы оплаты:
Внимание! Указанные цены приведены как справочная информация и не являются публичной офертой. Уточняйте актуальные цены по телефону и непосредственно в клиниках.

Врачи отделения

Рудык Анна
Васильевна
врач-педиатр, гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук
Семенова Виктория
Эдуардовна
врач педиатр
Маккавеева Юлия
Викторовна
Врач педиатр, детский аллерголог-иммунолог

Отзывы медцентра на Коломенской


Перезвоните мне

В соответствии с требованиями ФЗ № 152 от 27.07.2006 г. «О персональных данных» я, нажимая кнопку «Записаться», даю добровольное согласие на обработку своих персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности

×
×
 

Записаться к врачу

В соответствии с требованиями ФЗ № 152 от 27.07.2006 г. «О персональных данных» я, нажимая кнопку «Записаться», даю добровольное согласие на обработку своих персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности

×